Основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни.

Цель пропаганды здорового образа жизни — формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи:

— обеспечение необходимой медико-гигиенической информацией о здоровом образе жизни;

— стимулирование деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию условий для здорового образа жизни населения;

— вовлечение всех медицинских работников в санитарно-просветительную работу и воспитательную деятельность;

— организация всенародного движения за формирование здорового образа жизни, объединение усилий с национальными движениями такого рода в зарубежных странах.

Санитарное просвещение — это раздел здравоохранения, содержанием которого является гигиеническое обучение и воспитание населения.

Повышение уровня санитарной культуры населения, проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, должны основываться на следующих принципах:

— научность (пропаганда тех сведений и положений, которые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);

— правдивость и объективность;

— дифференцированность и целенаправленность;

— массовость;

— систематичность и последовательность;

— комплексность (то есть пропаганда здорового образа жизни должна вестись не только медиками, но и психологами, социологами и т.п.);

— связь с жизнью общества, профильность.

Важнейшими направлениями воспитания санитарно-гигиенических навыков, пропаганды санитарно-гигиенических медицинских знаний, формирования здорового образа жизни можно считать следующие:

1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья: гигиена труда, рациональное питание, гигиена отдыха, оптимальный двигательный режим, физкультура и спорт, гигиена супружеских отношений, закаливание, личная гигиена, медико-социальная активность, психогигиена, гигиена окружающей среды.

2. Пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье: злоупотребление спиртными напитками, наркотиками; курение, соблюдение некоторых этнических обрядов и привычек, религиозно-культовые отправления.

Формирование здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, требует совместных усилий государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения. Именно в таком направлении должна действовать государственная комплексная программа по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, разработанная Центром медицинской профилактики и другими научными учреждениями.



Формирование здорового образа жизни — это основное направление первичной профилактики.

Для каждого медицинского работника пропаганда здорового образа жизни является важным и необходима разделом работы, его профессиональной обязанностью.

Пропаганда медицинских знаний бывает трех типов:

1) массовая

2) групповая

3) индивидуальная

Все врачи, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, кроме повседневной индивидуальной санитарно-просветительной работы с больными и посетителями лечебно-профилактических учреждений, должны уделять ежедневно часть рабочего времени массовой и групповой пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди населения.

Общую организацию и руководство пропагандой здорового образа жизни и гигиеническим воспитанием населения осуществляет МЗ России, в котором есть отдел профилактики и сектор здорового образа жизни.

В областях и городах имеются Центры медицинской профилактики. Структурная организация центров соответствует их функциям и включает следующие основные отделы: организационно-методический, организационно-пропагандистский, редакционно-издательский и консультационно-оздоровительный.

В Центре медицинской профилактики организованы кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, релаксации (аутотренинга), а также фитологический кабинет.

В составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей организуется отделение (кабинет) медицинской профилактики.



Организационно-методическое руководство деятельностью отделения осуществляет Центр медицинской профилактики совместно с главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Отделение возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики (желательно на базе Академии постдипломного образования или на курсах в Центре медицинской профилактики) и обладающий организаторскими способностями.

Заведующий отделением непосредственно подчинен главному врачу лечебно-профилактического учреждения.

Основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики:

1. Обеспечение взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с территориальным Центром медицинской профилактики.

2. Организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганда медицинских и гигиенических знаний и здорового образа жизни.

3. Осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через средства массовой информации.

4. Изучение и оценка знаний вопросов профилактики и здорового образа жизни у прикрепленного населения в соответствий с характером и особенностями работы различных отделений и кабинетов лечебно-профилактического учреждения.

5. Внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, медицинских проблем формирования здоровья, гигиеническому обучению и воспитанию населения с учетом показателей заболеваемости прикрепленного контингента.

6. Координация и обеспечение консультативно-оздоровительной деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья прикрепленного населения.

7. Организация, контроль и анализ деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, снижения преждевременной смертности и выхода на инвалидность, по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний.

ГЛАВА 2. Анализ анкетирования и выводы.

Здоровье нации во многом определяется состоянием и качеством здоровья молодого поколения граждан. При этом всегда остается актуальной проблема формирования здорового образа жизни, основы которого должны закладываться еще в детско-подростковом возрасте. Мотивация к здоровому образу жизни является основой формирования полноценного члена общества.

В связи с этим целью работы стало изучение наиболее значимых аспектов понятия «Здоровый образ жизни» в студенческой среде.

Исследование проведено с помощью анкетирования студентов первого и выпускного курсов отделения Лечебное дело (нормативный срок обучения 3 года 10 месяцев).

Вопросы, представленные в анкете, были ориентированы на определение факторов риска здоровья, предложенных Ю.П. Лисициным:

1. Нерациональное и недостаточное питание.

2. Наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение, потребление наркотиков).

3. Низкая физическая активность.

4. Не благоустроенность быта и воспитание в не полной семье.

5. Психоэмоциональный стресс.

6. Не правильное распределение времени на отдых и сон.

Для изучения причинно-следственных взаимосвязей вышеперечисленных факторов и состояния здоровья, в анкету были включены следующие вопросы:

1. Хронические заболевания.

2. Оценка собственного здоровья.

В ходе исследования проведено анкетирование 60 человек, в том числе:

· студентов первого курса – 30 человек;

· студентов выпускного курса – 30 человек.

Потребление алкоголя среди молодежи является одной из значимых проблем нашего времени. По данным Ю.П. Лисицина свыше 4/5 несовершеннолетних употребляют спиртные напитки, причем 1/4 из них часто (от 1-2 раз в месяц до 1-го и более раз в неделю).

В процессе исследования наблюдалась следующая ситуация. По результатам опроса студентов установлено, что алкоголь на первом курсе употребляет 43% девушек и юношей.

Диаграмма 2.1


opisatelnaya-statistika-klassifikaciya-zadach-i-metodov-analiza-svyazej-mezhdu-priznakami.html
opisatelnij-format-menyu-pulta-v-dannom-dokumente.html
    PR.RU™