Опасность, связанная с эксплуатацией грузоподъемных кранов и машин

3.1. Основные виды опасности, опасных ситуаций и опасных случаев, которые могут возникнуть во время нормальной эксплуатации и в случае нарушения условий нормальной эксплуатации грузоподъемных кранов и машин, грузозахватных приспособлений, тары и люлек и которые представляют опасность для обслуживающего и ремонтного персонала:

1) механические виды опасности, связанные с подъемными операциями, грузоподъемными кранами и машинами, грузозахватными приспособлениями, тарой и люльками и вызванные:

а) падением груза, столкновением, опрокидыванием крана (машины) в результате:

- недостаточной устойчивости крана или машины;

- неконтролируемой загрузки, перегрузки и превышения опрокидывающего грузового момента;

- неконтролируемой амплитуды движения механизмов и составных частей крана;

- неожиданного или непредвиденного движения груза;

- несоответствующих грузозахватных органов, приспособлений и тары;

- столкновения нескольких кранов или машин;

б) доступом работников к грузозахватным органам, приспособлениям, таре и люлькам;

в) сходом крана или машины с рельсов;

г) недостаточной механической прочностью составных частей и деталей;

г`) несоответствующей конструкцией шкивов и барабанов;

д) неправильным выбором цепей, канатов, грузозахватных органов, приспособлений, тары и люлек и их неправильной установкой (навешиванием) на кран или машину;

е) неконтролируемым опусканием груза механизмом с фрикционным тормозом;

е) несоответствующими условиями для установки, монтажа, демонтажа, наладки, испытаний, эксплуатации, ремонта, реконструкции и модернизации;

ж) действием груза на работников (нанесение удара грузом или противовесом);

2) механические виды опасности, связанные с составными частями грузоподъемных кранов и машин, грузозахватными приспособлениями, тарой и люльками, с перемещаемыми грузами и обусловленные, например, формой (острые кромки, режущие элементы, остроконечные части и т.п.), местом установки, массой и устойчивостью (потенциальная энергия частей, которые могут быть приведены в движение под действием силы тяжести), массой и скоростью (кинетическая энергия частей во время контролируемого или неконтролируемого движения), ускорением, недостаточной механической прочностью, что может привести к опасным поломкам или к разрушениям, накоплением энергии внутри грузоподъемного крана или машины (в упругих элементах, в жидкостях, газах, которые находятся под давлением, в условиях вакуума), нарушением безопасных расстояний:



а) сдавливание;

б) порез;

в) рассечение или отсечение;

г) наматывание, втягивание или затягивание частей одежды, конечностей и т.п.;

г`) удар;

д) укол или прокалывание;

е) разбрызгивание жидкости под высоким давлением;

е) потеря устойчивости элементов;

ж) скольжение, столкновение или падение (на кране или с крана) работников;

3) электрические виды опасности могут привести к травмам или смерти от электрошока или ожогов, а также к тому, что вследствие фактора неожиданности, вызванного электрическим ударом, работник упадет (или уронит инструмент, вещи, материалы и т.п.) по причине:

а) контакта работников с частями, которые обычно находятся под напряжением (прямой контакт);

б) контакта работников с частями, находящимися под напряжением из-за неисправности (косвенный контакт);

в) приближения работников к частям, которые находятся под высоким напряжением;

г) непригодности изоляции для предусмотренных условий использования;

г`) электростатических процессов, например, контакта работников с электрически заряженными частями;

д) термического излучения или таких процессов, как разбрызгивание расплавленных веществ, химических процессов во время коротких замыканий, перегрузок и т.п.;

е) удара молнии;

4) термические виды опасности, которые приводят к ожогам, обморожению и другим травмам, вызванным:

а) контактом работников с предметами или материалами с очень высокой или низкой температурой;

б) пламенем или взрывом;

в) излучением источников тепла;

г) работой в горячей или холодной производственной среде;

5) опасность, обусловленная шумом, может привести к:

а) продолжительному нарушению остроты слуха;

б) звону в ушах;

в) усталости, стрессу и т.п.;

г) другим последствиям, например, к нарушениям равновесия, ослаблению внимания и т.п.;

г`) препятствию языковым коммуникациям, акустическим сигналам и т.п.;



6) опасность, обусловленная вибрацией, может привести к значительным нарушениям здоровья (расстройства сосудистой и нервной систем, нарушение кровообращения, болезни суставов и т.п.);

7) опасность, обусловленная материалами, веществами (и их компонентами), которые использует или выделяет кран, а также грузами, которые он перемещает, в результате:

а) их вдыхания, заглатывания обслуживающим и ремонтным персоналом вредных для здоровья жидкостей, газов, аэрозолей, паров и пыли, а также их контакта с кожей, глазами и слизистой оболочкой, проникновения через кожный покров;

б) огне- и взрывоопасности;

8) опасность, вызванная пренебрежением эргономическими требованиями и принципами при разработке машин:

а) неудобная рабочая поза или чрезмерная или повторяющаяся физическая нагрузка на организм работника;

б) пренебрежение средствами индивидуальной защиты;

в) недостаточное местное освещение;

г) умственная перегрузка, стресс и т.п., которые возникают во время рабочего процесса, процесса контроля за работой крана или машины или технического обслуживания в пределах их использования по назначению;

г`) ошибки, неправильное поведение работника;

д) неудобные конструкция, размещение или маркировка элементов управления;

е) неудобные конструкция или размещение приборов контроля;

9) опасность, вызванная неожиданным пуском, неожиданным превышением скорости и т.п. в результате:

а) выхода из строя или нарушений в работе системы управления;

б) прекращения подачи энергии и возобновления энергоснабжения после перерыва;

в) внешнего воздействия на электрооборудование;

г) других внешних воздействий (сила тяжести, ветер и т.п.); г") ошибки в программном обеспечении;

д) ошибки машиниста крана или машины (из-за недостаточного соответствия крана или машины способностям и навыкам машиниста);

10) опасность, вызванная ошибками (дефектами) во время сборки или монтажа крана или машины;

11) опасность, вызванная поломками во время работы, в результате:

а) усталостного разрушения;

б) недопустимой величины деформации;

в) критического срабатывания;

г) коррозии;

12) опасность, вызванная падающими предметами (инструмента, деталей крана, вещей обслуживающего и ремонтного персон :хла и т.п.);

13) опасность, вызванная поступательным движением крана, машины, грузовых тележек:

а) движение во время пуска двигателя;

б) движение при отсутствии машиниста на своем месте;

в) движение при отсутствии надежного закрепления всех составных частей, деталей;

г) слишком высокая скорость крана, машины, грузовой тележки, управляемых с пола;

г`) слишком высокие колебания (крана, груза) во время движения;

д) недостаточная способность крана или машины к замедлению, выключению, остановке и удержанию;

14) опасность, связанная с рабочим местом машиниста крана или машины (включая место водителя):

а) падение во время попытки занять или покинуть рабочее место;

б) выброс газов или недостаток кислорода на рабочем месте;

в) пожар (воспламеняемость кабины, недостаток средств тушения огня);

г) механические виды опасности на рабочем месте (контакт с колесами, наезд, падение предметов, проникновение предметов, поломка деталей, которые вращаются с высокой скоростью, контакт работников с составными частями, деталями крана или машины);

г`) недостаточный обзор с рабочего места;

д) несоответствующее освещение;

е) неудобное место для сидения;

е) шум на рабочем месте;

ж) вибрация на рабочем месте;

з) недостаточные возможности эвакуации или аварийного выхода;

15) опасность, связанная с системой управления:

а) неправильное размещение органов управления;

б) неправильная конструкция органов управления и неправильный режим их работы;

16) опасность, связанная с источниками и передачей энергии:

а) опасность, связанная с двигателем и аккумулятором;

б) опасность, связанная с передачей энергии между оборудованием крана или машины;

в) опасность, связанная с соединениями и буксированием;

17) опасность, связанная с третьими лицами:

а) несанкционированные пуск или эксплуатация;

б) отсутствие или несоответствие визуальных или звуковых предупредительных сигналов;

18) опасность, связанная с неблагоприятными природными факторами:

а) ветровая нагрузка;

б) снеговая нагрузка;

в) гололедица, обледенение;

г) сейсмическая нагрузка;

д) грозовые электрические разряды;

19) недостаточно полные руководство по эксплуатации и инструкция по охране труда для машиниста.

3.2. Риски обслуживающего и ремонтного персонала от воздействия вышеназванной опасности должны быть исключены или сведены к минимуму за счет выполнения предупредительных мер, направленных на избежание прогнозируемых рисков и обеспечение безопасности во время изготовления, установки, монтажа, демонтажа, наладки, испытаний, эксплуатации, ремонта, реконструкции и модернизации грузоподъемных кранов и машин, их составных частей, а также грузозахватных органов, приспособлений, тары и люлек, приведенных в этих Правилах.

Во время разработки грузоподъемных кранов и машин, их составных частей, а также грузозахватных органов, приспособлений, тары и люлек должен быть проведен анализ прогнозируемой опасности, опасных ситуаций и опасных случаев, порождаемых механическим, электрическим, химическим (от сырья, материалов и других веществ), термическим (тепловым) воздействием, а также нарушением требований эргономики и другими причинами.

3.3. Мероприятия по снижению риска возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций раздельно или в разных комбинациях должны содержать:

а) соблюдение требований проектирования и технологии изготовления (учет и ограничение нагрузок, расчеты на прочность и устойчивость, выбор конструкционных материалов и т.п.);

б) снижение вредных воздействий на обслуживающий персонал;

в) правильный выбор защитных, предохранительных устройств и ограждений;

г) исключение наличия острых кромок, углов, выступающих частей и т.п.;

г`) выполнение требований эргономики;

д)учет требований безопасности во время разработки и изготовления систем управления;

е) исключение возникновения опасности, связанной с гидравлическим и пневматическим оборудованием;

е) обеспечение пожаро- и электробезопасности и т.п.;

ж) обеспечение инструкциями обслуживающего и ремонтного персонала и контроль выполнения требований инструкций.

Требования безопасности к устройству грузоподъемных кранов и их составных частей

4.1. Общие требования

4.1.1. Грузоподъемные краны и машины, их составные части, приборы и устройства безопасности, грузозахватные органы, съемные грузоподъемные приспособления, тара, люльки и крановый путь должны отвечать требованиям этих Правил и НД.

4.1.2. Группы классификации (режима работы) грузоподъемных кранов и машин и их механизмов определяются согласно приложению 1 этих Правил и указываются в паспорте грузоподъемного крана или машины.

4.1.3. Климатическое исполнение грузоподъемных кранов и машин должно устанавливаться согласно требованиям НД и отвечать микроклиматическим районам Украины, в которых они могут эксплуатироваться. Грузоподъемные краны и машины, предназначенные для эксплуатации в районах с нижней границей температуры рабочего состояния ниже -40 СГ, должны быть изготовлены для работы в макроклиматических районах с холодным климатом (выполнение ХЛ).

4.1.4. Грузоподъемные краны и машины, предназначенные для эксплуатации в сейсмических районах (свыше 6 баллов), изготавливаются в сейсмическом исполнении согласно требованиям НД.

4.1.5. Грузоподъемные краны и машины, предназначенные для работы во взрывоопасных и пожаропасных зонах, должны отвечать требованиям «Правил устройства электроустановок. Электрооборудование специальных установок», утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 21.06.2001 № 272 (далее - ПУЭЭСУ), и действующим НД.

Класс взрыво- и пожароопасной зоны, категория и группа взрывоопасной смеси указываются в паспорте грузоподъемного крана или машины, а также в руководствах по эксплуатации.

4.1.6. Грузоподъемные краны должны быть устойчивы в рабочем и нерабочем состояниях.

Расчет устойчивости грузоподъемных кранов должен проводиться согласно требованиям НД при условии действия испытательной нагрузки, действия груза (грузовая устойчивость), отсутствия груза (собственная устойчивость), внезапного снятия нагрузки и действия монтажных (демонтажных) нагрузок.

Грузоподъемные краны, во время эксплуатации которых предусмотрено опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должны быть устойчивыми с таким положением стрелы.

4.1.7. Расчет металлоконструкций и механизмов грузоподъемных кранов и машин должен осуществляться согласно требованиям НД.

4.1.8. У кранов с выдвижными стрелами, башнями, опорами должна быть предусмотрена надежная фиксация в рабочем положении выдвинутой конструкции.

4.1.9. Металлоконструкции и металлические детали грузоподъемных кранов и машин должны быть защищены от коррозии согласно условиям эксплуатации.

В металлоконструкциях должны предусматриваться меры против накопления в них влаги.

Механизмы

4.2.1. Механизмы грузоподъемных кранов и машин, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими устройствами для включения или переключения скоростей рабочих движений, должны выполняться таким образом, чтобы самопроизвольное включение или разъединение механизма было невозможно.

4.2.2. У грузовых лебедок с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, которая делает невозможным самопроизвольное опускание груза в случае выхода из строя одного из приводов.

4.2.3. В грузоподъемных кранах и машинах, предназначенных для подъема работников, расплавленного металла или шлаков, ядовитых и взрывоопасных веществ, а также в механизмах с электроприводом применение фрикционных и кулачковых муфт включения не разрешается, кроме механизмов:

а) перемещения или поворота, которые имеют несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую;

б) перемещения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.

В случаях, указанных в пунктах 4.2.3 "а" и 4.2.3 "б" этих Правил, тормоз должен иметь кинематически неразмыкаемую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.

4.2.4. Механизмы подъема груза и стрелы должны выполняться так, чтобы было невозможным выключение привода без наложения тормоза, а опускание груза или стрелы осуществлялось только от работающего двигателя.

4.2.5. Тяговые колеса грузоподъемных кранов и машин с ручным приводом должны оснащаться направляющими для исключения спадания навешенных на них цепей. Тяговая цепь должна быть такой длины, чтобы ее нижняя часть была на высоте около 0,5 м от поверхности, на которой размещается работник, управляющий краном или машиной.

4.2.6. У стреловых самоходных кранов усилие подъема (выдвижения) выносных опор или их частей вручную не должно превышать 200 Н.

В случае большего усилия выносные опоры оборудуются гидравлическим, механическим или другим приводом.

4.2.7. Стреловые самоходные краны, оснащенные ходовой частью с упругими подвесками, должны быть оборудованы устройствами, которые исключают действие упругих подвесок и дают возможность передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны также оборудуются стабилизатором упругих подвесок, который дает возможность равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси для того, чтобы обеспечить их равномерное оседание во время движения. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.

4.2.8. Механизмы подъема ковочных кранов оборудуются амортизирующими устройствами для предотвращения воздействия на металлоконструкции крана технологических нагрузок, которые возникают во время ковки заготовок.

4.2.9. В соединениях элементов грузоподъемных кранов и машин (болтовых, шпоночных, шлицевых и т.п.) должно быть исключено их самопроизвольное развинчивание или разъединение.

4.2.10. Уклон пути грузовых тележек у козловых и консольных кранов в наиболее неблагоприятном положении тележки с наибольшим рабочим грузом не должен превышать 0,003. Указанная норма уклона не касается кранов, у которых механизм передвижения тележки снабжен автоматическим тормозом нормально закрытого типа или тележка крана перемещается канатной тягой.

Тормоза

4.3.1. Механизмы подъема груза и изменения вылета грузоподъемных кранов и машин с машинным приводом оборудуются тормозами нормально закрытого типа, которые автоматически размыкаются во время включения привода.

Механизмы подъема или изменения вылета с ручным приводом оборудуются грузоупорным тормозом.

4.3.2. В грейферных двухбарабанных лебедках с раздельным электрическим приводом тормоза устанавливаются на каждом приводе.

На приводе механизма подъема разрешается установка педали (кнопки) для растормаживания механизма без включения двигателя, в этом случае растормаживание должно осуществляться только при условии беспрерывного нажатия на педаль (кнопку).

В случае срабатывания электрической защиты, выключения или исчезновения напряжения в сети тормоз должен автоматически замыкаться даже в случае, если педаль (кнопка) нажата.

4.3.3. Механизмы подъема груза и изменения вылета оборудуются тормозом, который имеет кинематически неразмыкаемую связь с барабаном.

В механизмах подъема цепных и канатных электрических талей допускается установка муфт предельного момента.

4.3.4. Тормоз механизма подъема груза и изменения вылета, за исключением случаев, указанных в пунктах 4.3.5 и 4.3.6 этих Правил, должен обеспечивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса торможения не менее 1,5. Такой же запас торможения применяется для двухбарабанных механизмов с раздельным приводом, в том числе для механизмов подъема и замыкания грейфера.

4.3.5. В случае наличия на приводе механизма подъема груза и изменения вылета двух и больше тормозов коэффициент запаса торможения каждого из них должен быть не менее 1,25.

В механизме подъема с двумя приводами, которые включаются одновременно и работают на один барабан или на два барабана с кинематически неразмыкаемой связью, на каждом приводе устанавливается не менее одного тормоза с запасом торможения не менее 1,25. В случае применения двух тормозов на каждом приводе при наличии в механизме двух и больше приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1.

4.3.6. Для снижения динамических нагрузок в механизме изменения вылета в случае установки двух тормозов разрешается принимать коэффициент запаса торможения у одного из них не менее 1,1, у второго - не менее 1,25. В этом случае наложение тормозов может осуществляться последовательно и автоматически.

4.3.7. Механизмы подъема груза и изменения вылета грузоподъемных кранов и машин, которые транспортируют расплавленный металл и шлаки, ядовитые или взрывоопасные вещества, ядерное топливо, оборудуются двумя тормозами, действующими независимо друг от друга. Механизмы подъема специальных металлургических кранов (колодцевых, стрипперных и т.п.), предназначенных для транспортировки раскаленного металла, также оборудуются двумя тормозами.

4.3.8. В случае установки двух тормозов должна быть предусмотрена возможность легкого снятия тормозного действия одного из них с целью проверки надежности торможения другого.

4.3.9. Требования пунктов 4.3.1-4.3.8 этих Правил распространяются также на механизмы подъема башни и изменения длины стрелы.

4.3.10. В электрических талях в качестве второго тормоза может быть использован грузоупорный тормоз. В этом случае коэффициент запаса торможения электромагнитного тормоза должен быть не менее 1,25.

В механизмах подъема с ручным приводом с группой классификации (режима работы) М1 один из тормозов может быть заменен самотормозящейся передачей.

4.3.11. Тормоза на механизмах передвижения грузоподъемных кранов и машин и их грузовых тележек устанавливаются, если грузоподъемный кран или машина предназначены для работы:

- под открытым небом или в не защищенном от действия ветра месте;

- в помещении, где передвигаются по наземному рельсовому пути;

- в помещении на надземном рельсовом пути со скоростью передвижения свыше 0,53 м/с.

4.3.12. Тормоза на механизмах поворота устанавливаются на всех грузоподъемных кранах, которые работают под открытым небом, а также на кранах, работающих в помещении (группа классификации (режим работы) механизма М2 и выше согласно приложению 1 этих Правил).

4.3.13. В механизмах передвижения и поворота грузоподъемных кранов и машин, за исключением механизмов передвижения стреловых самоходных кранов (кроме кранов на гусеничном ходу со скоростью передвижения до 20 км/ч) и железнодорожных, применяются тормоза нормально закрытого типа, автоматически размыкающиеся во время включения привода.

На стреловых самоходных кранах (кроме кранов на гусеничном ходу), механизмы передвижения которых оборудованы нормально открытым управляемым тормозом, устанавливается стояночный тормоз.

Разрешается использование рабочего тормоза как стояночного при условии применения раздельных приводов управления этим тормозом.

На механизмах поворота башенных, стреловых самоходных кранов с башенным стреловым оборудованием и портальных кранов разрешается установка управляемых тормозов нормально открытого типа. В этом случае тормоз оборудуется устройством для фиксации его в закрытом положении. Такое устройство может быть установлено на рычагах или педалях управления тормозом.

4.3.14. В системе управления грузоподъемного крана с торможением электродвигателя автоматическое замыкание тормозов механизмов передвижения или поворота на нулевой позиции контроллера разрешается выполнять с задержкой по времени не больше 1 с после окончания торможения электродвигателя или осуществлять электрическое управление замыканием (размыканием) тормоза в нулевой позиции контроллера педалью или кнопкой.

4.3.15. Тормоза механизмов передвижения и поворота грузоподъемных кранов и машин, которые работают под открытым небом или в не защищенном от действия ветра месте, должны обеспечивать остановку и удержание крана или машины и их грузовой тележки под действием ветра рабочего состояния согласно НД, допустимая скорость которого указана в паспорте грузоподъемного крана или машины, и с учетом допустимого уклона.

4.3.16. В механизмах грузоподъемных кранов и машин с машинным приводом червячная передача не может быть заменой тормоза.

4.3.17. Груз, который замыкает тормоз, должен быть закреплен на рычаге так, чтобы было невозможным его падение или самопроизвольное смещение. Замыкание тормоза в случае применения пружин должно осуществляться усилием сжатой пружины.

4.3.18. Тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или смазки на тормозной шкив или диск.

Ходовые колеса

4.4.1. Ходовые колеса грузоподъемных кранов и машин и их грузовых тележек должны быть двухребордными, а в случаях, предусмотренных пунктом 4.4.2 этих Правил, могут применяться колеса другой конструкции.

4.4.2. Одноребордные ходовые колеса могут применяться:

- если ширина наземного пути грузоподъемных кранов не превышает 4 м и обе нити пути лежат на одном уровне;

- если наземные грузоподъемные краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборд колес на одном рельсе противоположно расположению реборд на другом;

- в опорных и подвесных тележках кранов мостового типа;

- в подвесных тележках и талях, которые передвигаются по однорельсовому пути;

- в грузовых тележках башенных кранов.

Ходовые колеса башенных кранов на рельсовом ходу должны быть двухребордными независимо от ширины пути.

Применение безребордных ходовых колес разрешается при наличии устройств, делающих невозможным схождение колес с рельсов.

В одноребордных колесах опорных грузоподъемных кранов и опорных грузовых тележек ширина обода за вычетом реборды должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.

4.4.3. Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных кранов и машин и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми.

Ходовые колеса грузоподъемных кранов и машин с машинным приводом и их грузовых тележек изготавливаются из стали. Разрешается применять ходовые колеса, изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, а в грузоподъемных кранах и машинах с ручным приводом - из чугунного литья согласно требованиям пункта 5.4.4 этих Правил.

Кованые, штампованные и катанные колеса должны отвечать требованиям НД.

Геометрические размеры литых колес должны отвечать требованиям НД на кованые, штампованные и катанные колеса.

4.4.4. Ходовые колеса (колесные пары) железнодорожных кранов должны соответствовать требованиям действующих НД.

Грузозахватные органы

4.5.1. Грузовые кованные, штампованные и пластинчатые крюки должны соответствовать НД.

Применение крюков специального исполнения разрешается при условии наличия согласования НД на их изготовление со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по промышленной безопасности и охране труда, а крюков, изготовленных за рубежом, - при наличии документа об их качестве изготовителя крюков (сертификата, декларации и т.п.).

4.5.2. Крюки грузоподъемностью свыше 3 т (кроме крюков кранов специального назначения) устанавливаются на закрытых опорах качения с применением упорных подшипников.

4.5.3. Крюки грузоподъемных кранов и электрических талей оборудуются предохранительным замком, который исключает самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления.

Грузовые крюки портальных кранов, которые работают в портах, а также кранов, которые транспортируют расплавленный металл или жидкий шлак, могут не оснащаться предохранительными замками. Применение крюков, не оснащенных предохранительным замком, в других грузоподъемных кранах разрешается при условии использования канатных или цепных грузозахватных приспособлений, исключающих возможность выпадения их из зева крюка.

4.5.4. Предохранительные замки для однорогих крюков, которые применяются в грузоподъемных кранах и машинах общего назначения, должны соответствовать требованиям НД.

4.5.5. Крепление кованого и штампованного крюка грузоподъемностью 5 т и больше, а также вилы пластинчатого крюка в траверсе должны исключать самопроизвольное отвинчивание гайки, для чего она закрепляется стопорной планкой. Допускаются другие способы стопорения гайки, если это предусмотрено техническими условиями на изготовление грузоподъемного крана или машины. Стопорение гайки с помощью шплинтов или стопорных болтов не разрешается независимо от грузоподъемности.

4.5.6. На грузовых кованых, штампованных и пластинчатых крюках должны быть нанесены обозначения согласно требованиям НД. На грузовых крюках специального исполнения обозначения наносятся согласно техническим условиям на их изготовление.

В тех случаях, когда пластинчатый крюк подвешивается к траверсе при помощи вилки, она должна иметь такую же маркировку, что и крюк.

4.5.7. Грузовые крюки специального исполнения снабжаются документом, который подтверждает их качество, с указанием изготовителя, номера крюка по системе нумерации изготовителя, года изготовления, грузоподъемности и материала, из которого они изготовлены.

4.5.8. Конструкция грейфера не должна допускать самопроизвольного раскрытия, а конструкция канатного грейфера, кроме того, - выхода канатов из ручьев блоков.

Грузоподъемность грейфера должна быть подтверждена расчетом с учетом коэффициента заполнения грейфера и максимальной плотности перегружаемого материала, а также испытаниями согласно требованиям пункта 7.5.2 этих Правил.

Канатные грейферы для навалочных грузов должны отвечать требованиям НД.

4.5.9. Грейфер снабжается табличкой с указанием наименования или товарного знака изготовителя, порядкового номера по системе нумерации изготовителя, собственной массы грейфера, условного обозначения грейфера. Таблички канатного грейфера для навалочных грузов должны отвечать требованиям НД. В случае повреждения таблички изготовителя последняя должна быть восстановлена субъектом хозяйствования.

Грейферы, изготовленные для самостоятельной поставки, дополняются, кроме таблички, паспортом и руководством по эксплуатации.

4.5.10. Требования к другим грузозахватным органам, которые являются частью грузоподъемного крана или машины и подвешены непосредственно на канатах (грузоподъемные магниты, траверсы, вилки, спредеры, управляемые захваты для металлопроката, бревен, труб и т.п.), должны отвечать требованиям НД и должны быть изложены в технических условиях для изготовления этих кранов и машин или в документах, которые их заменяют (далее технические условия).

Канаты

4.6.1. Стальные канаты, которые применяются как грузовые, стреловые, вантовые, несущие, тяговые и стропы, должны быть снабжены документом изготовителя канатов об их качестве, а при его отсутствии - документом испытательной лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, об испытании канатов согласно требованиям НД.

Тип канатов должен выбираться согласно НД.

Применение канатов, изготовленных за рубежом, разрешается при условии наличия документа об их качестве изготовителя канатов (сертификата, декларации и т.п.).

4.6.2. Крепление и расположение канатов на грузоподъемном кране или машине должны исключать спадание их с барабанов или блоков и перетирание вследствие соприкосновения канатов с элементами конструкций или друг с другом.

4.6.3. Петля на конце каната для его закрепления на грузоподъемном кране или машине должна быть выполнена:

- с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или с установкой зажимов;

- с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки и клина;

- путем заливания легкоплавким сплавом или другим способом в соответствии с требованиями НД.

Применение сварных втулок не разрешается (кроме крепления неподвижного конца каната с помощью втулки, приваренной к сварному барабану или металлоконструкции грузоподъемного крана или машины, в соответствии с требованиями технических условий на изготовление).

4.6.4. На поверхностях корпусов, втулок и клиньев не должно быть острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, которая отвечает диаметру каната.

4.6.5. Количество проколов основной ветви каната каждой полной прядью во время заплетки должно отвечать указанным в табл. 1.

Последний прокол каждой прядью выполняется половинным количеством ее проволок (половинным сечением пряди). Разрешается последний прокол делать половинным количеством прядей каната.

Места заплетки с выступающими концами проволок прядей на 10...30 мм в обе стороны в зависимости от диаметра каната должны быть плотно обмотаны мягкой проволокой, концы которой заправляются способом, предупреждающим их разматывание, или изолированы другим способом, который исключает повреждение рук работников.

Таблица 1. Количество проколов каната прядями во время заплетки

Диаметр стального каната, мм Количество проколов каждой полной прядью, не менее
До 14 включительно Свыше 14 до 27 27-60

4.6.6. Количество зажимов определяется расчетом, но их должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната.

Для избежания деформации каната зажимы должны устанавливаться колодкой к основной ветви.

Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не допускается. Усилие (момент) затягивания гаек зажимов должно отвечать указанному в руководстве по эксплуатации.

4.6.7. Крепление каната к барабану производится способом, который допускает возможность замены каната. В случае применения прижимных планок количество их определяется расчетом, но должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от последней прижимной планки должна быть не менее двух диаметров каната. Выгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии менее трех диаметров каната от планки не разрешается.

Канаты грузоподъемных кранов и машин, которые транспортируют расплавленный или раскаленный металл и жидкие шлаки, должны быть защищены от непосредственного действия излучаемого тепла и брызг металла установкой соответствующих ограждений.

Стальные канаты, которые применяются как грузовые, стреловые, вантовые, несущие и тяговые, должны быть проверены расчетом по формуле:

Fo≥Zp∙S,

где Fo - разрывное усилие каната в целом, которое принимается по документу изготовителя о качестве каната или документу о его испытаниях, а во время разработки - по данным стандарта, Н;

Zp - минимальный коэффициент использования каната (минимальный коэффициент запаса прочности каната), определенный по табл, 2 и 3;

S - наибольшее расчетное натяжение ветви каната, указанное в паспорте грузоподъемного крана или машины, Н.

Если в стандарте или в документе изготовителя о качестве каната или документе об их испытании приведено суммарное разрывное усилие проволок каната, величина Fo определяется путем умножения суммарного разрывного усилия на коэффициент 0,83.

Таблица 2 Минимальные значения коэффициентов использования канатов

Группа классификации (режима работы) механизма в соответствии с приложением 1 этих правил Подвижные канаты Неподвижные канаты
Zp
M1 M2 M3 M4 M5 M6 M7 M8 3,15 3,35 3,55 4,00 4,50 5,60 7,10 9,00 2,5 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 5,0

Таблица 3 Минимальные значения коэффициентов использования канатов Zp для стреловых самоходных кранов

Группа классификации (режима работы) крана* Подвижные канаты Неподвижные канаты
Подъема груза Подъема, опускания стрелы Изменения длины стрелы Во время монтажа Во время эксплуатации Во время монтажа
Группа классификации (режима работы) механизма* Zp Группа классификации (режима работы) механизма* Zp Группа классификации (режима работы) механизма* Zp Zp Zp Zp
A1 A2 A3 M3 M4 M5 3,55 4,00 4,50 М2 М3 М3 3,35 3,35 3,35 М1 М2 М1** 3,15 3,35 3,15 3,05 3,0 2,73
* Для автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т включительно принимается группа классификации (режима работы) А3. ** Без груза

&


operatori-inkrementa-i-dekrementa-pobitovie-operatori-yazika.html
operatori-manipulirovaniya-dannimi.html
    PR.RU™