Они не могут существовать; 2) всякое вызванное в сознании ощу-

Щение или образ остается там до тех пор, пока не вытеснится дру-

Гим ощущением; 3) всякие ощущение и эмоция стремятся разви-

Ваться и завершаться, они проявляются всегда в специфических

Движениях и действиях.

Рудиментарное сознание представляет собой, по мысли Жане,

Низший уровень в структуре сознания. На следующих ступенях в

Иерархии находятся память, характер и личность. Память связана

С узнаванием и локализацией идей, при этом существенным элемен-

Том вспоминания является образное воспроизведение ранее испы-

Танного ощущения. Иначе говоря, для работы памяти необходимо

Обладать способностью испытывать ощущения. Сложные психиче-

Ские явления, идеи, произвольные движения, речь и т.д. у любого

Человека в каждый момент его жизни слагаются из образов опреде-

Ленной категории, и вспоминание этих сложных элементов зависит

От воспроизведения соответствующих элементарных образов.

Единство психических явлений, замеченных и понятых, дает на-

чало понятию о ≪Я≫. Это есть синтез психических явлений, но не

Ассоциация идей, так как последняя подразумевает лишь автомати-

ческое воспроизведение явлений одно за другим. Напротив, ≪Я≫ -

Это суждение, которое синтезирует различные факты, констатируя

Их единство из различных психических явлений, вызванных внеш-

Ними впечатлениями или автоматической игрой ассоциаций, обра-

Зующих новую идею - понятие о личности. Так Жане пришел к

важному положению своей теории о том, что в основе образования

личности, или ≪Я≫, лежит память. Если память изменяется, то ее

Модификации приводят к изменению личности и всей психической

Жизни. При этом он отмечает, что без взаимодействия между людь-

Ми невозможно развитие психики, становление личности.

Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементар-

ные ощущения, затем память, а на ней базируется ≪Я≫, или лич-

Ность. Причем он разделял эти понятия, говоря о том, что личность

По своей природе метафизична, неизменна и неделима, а идея о

≪Я≫ изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают

именно область ≪Я≫.

Детализируя эту схему, Жане писал о том, что самую высокую

Ступень занимает функция схватывания реальности во всех ее фор-

Мах, т. е. функция реального действия, причем это действие может



Производиться и в физической, и в социальной среде. Вторая сту-

Пень иерархии - те же операции, но лишенные того, что приводит

Их в совершенство, т. е. остроты чувства реального; это действия

без точного приспособления к новым фактам, ≪безучастные дейст-

вия и восприятия≫. На третьей ступени - идеи, рассуждения, вообра-

Жение, бесплодные мечтания, а на самом низком уровне находятся

Двигательные возбуждения, плохо приспособленные, бесполезные.

Таким образом, Жане указывал на иерархичность психических

Явлений, подразумевая под этим не просто смену одной ступени

Другой, а процесс сложного взаимодействия, синтеза психических

Образов. Этот подход опровергал идею Спенсера о том, что чело-

Веческое сознание в каждый момент содержит только одно явле-

Ние, а психическая жизнь заключается в их последовательной сме-

Не. Жане подчеркивал, что все люди в каждый момент времени

Располагают разным количеством идей. Психическая жизнь - это

Чередование явлений, причем каждое из них состоит из множества

Элементарных фактов.

Под воздействием различных факторов (усталости, утомления,

Душевного потрясения) у субъекта наблюдается снижение психо-

логической активности. При этом высшие явления, например во-

Левые действия, становятся невозможными, а низшие сохраняются

И развиваются на месте высших, т. е. происходит замещение. При

Этом исчезают практически все социальные функции, связанные

Со взаимодействием с другими людьми, так как их выполнение

Требует большого напряжения.

Жане также ввел в психологию такое важное понятие, как су-

жение поля сознания. Поле сознания - это наибольшее число про-

Стых или относительно простых образов, которые одновременно



Могут находиться в одном и том же сознании. Вундт называл это

≪пункт внутреннего взора≫. Поле сознания может изменяться по-

Добно полю зрения, оно вовсе не одинаково у всех людей и не ос-

Тается всегда неизменным у одного и того же субъекта. Сужение

Поля сознания - это психическая слабость, состоящая в уменьшении


op05-inostrannij-yazik-professionalnij.html
op17-v-normativno-tehnicheskoe-soprovozhdenie-proektirovaniya.html
    PR.RU™