Она была прекрасна и огромна

Все те года, пока мой мальчик рос, -

Жизнь облаков, аэродромов, комнат,

Оркестров, зимних вьюг и летних гроз…

…Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья.

Чащобы в снежных шапках до бровей.

Холодный дым кочевья. Запах горя.

Всё неоглядней горе, всё мертвей.

Передний край. Восточный фронт Европы-

Вот место встречи наших сыновей.

Не интимная лирика, а высокий гражданский пафос, социально-философские раздумья определяют звучание военной поэзии В.Инбер. Уже в первой главе « Пулковского меридиана» заключено кредо всего произведения:

Избавить мир, планету от чумы-

Вот гуманизм! И гуманисты- мы.

В поэтическом арсенале Н.Тихонова порох эпохи гражданской войны не отсырел. В чеканных строках поэмы « Киров с нами» образ руководителя города на Неве встаёт как символ несгибаемого мужества героических ленинградцев:

Разбиты дома и ограды, ,

Зияет разрушенный свод, ,

В железных ночах Ленинграда

По городу Киров идёт.

« Пусть наши супы водяные,

Пусть хлеб на вес золота стал, -

Мы будем стоять , как стальные.

Потом мы успеем устать.

Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Такого вовеки не будет

На невском святом берегу,

Рабочие русские люди

Умрут- не сдадутся врагу.

Поэма военных лет отличалась разнообразием стилевых, сюжетно-композиционных решений. Строго выдержанным балладно-повествовательным построением отмечена поэма Н.Тихонова « Киров с нами». « Россия» А.Прокофьева создана средствами народной поэтики, напевного и раздольного русского стиха:

Сколько звёзд голубых, сколько синих.

Сколько ливней прошло, сколько гроз.

Соловьиное горло-Россия,

Белоногие пущи берёз.

Да широкая русская песня,

Вдруг с каких то дорожек и троп

Сразу брызнувшая в поднебесье,

По- родному, по-русски- взахлёб…

Лирико-публицистическая поэма синтезирует принципы и приёмы повествовательного и возвышенно-романтического стиля. Поэма М.Алигер « Зоя» отмечена удивительной слиянностью автора с духовным миром героини. В ней вдохновенно и точно воплощены нравственный максимализм и цельность, правда и простота.

Московская школьница Зоя Космодемьянская без колебаний, добровольно выбирает суровую долю; более того в нелёгкой солдатской судьбе- участь разведчицы- партизанки. В чём истоки подвига Зои, её духовной победы? А.Твардовский, размышляя над тем, что формировало мироощущение людей 30-х годов, заметил: « Не та война, какая бы она ни была… породила этих людей, а то большее, что было до войны. А война обнаруживала, выдавала в ярком виде на свет эти качества людей» ( из дневника поэта 1940г., содержавшего первоначальный замысел « Василия Тёркина»).



Поэма « Зоя» не столько жизнеописание героини. Сколько лирическая исповедь от имени поколения , юность которого совпала с грозной и трагической порой в истории народа. Вот почему в поэме столь часто ведётся задушевный разговор с юной героиней:

Девочка, а что такое счастье?

Разве разобрались мы с тобой…

Вместе с тем трёхчастное построение поэмы передаёт основные этапы становления духовного облика героини. В начале поэмы лёгкими .но точными штрихами только намечен облик девочки- длинноножки». Постепенно в прекрасный мир её юности (« Жилось нам на свете светло и просторно…») входит большая социальная тема, чуткое сердце вбирает тревоги и боль «потрясённой планеты» . Здесь в лирический строй поэмы вторгаются открыто публицистические строки:

Тревожное небо клубится над нами.

Подходит война к твоему изголовью,

И больше нам взносы платить не рублями,

А, может быть, собственной жизнью и кровью.

Апофеозом короткой, но прекрасной жизни становится завершающая часть поэмы. О нечеловеческих пытках , которым подвергают Зою в фашистском застенке сказано скупо, но сильно, публицистически остро. Имя и образ московской школьницы, жизнь которой так трагически рано оборвалась, стали легендой:

И уже почти что над снегами,

Лёгким телом устремясь вперёд.

Девочка последними шагами

Босиком в бессмертие идёт.

Вот почему в финале поэмы столь закономерно отождествление облика Зои с античной богиней победы - крылатой Никой.

«Василий Тёркин» А.Твардовского - крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной. Если у А.Прокофьева в лиро-эпической поэме «Россия» на первом плане образ Родины, её поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица ( братья минометчики Шумовы) изображены в символически-обобщённой манере, то у Твардовского достигнут синтез частного и общего; индивидуальный образ Василия Тёркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны.



В бессмертном образе Василия Тёркина воплотились с особой силой черты русского национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народнопоэтического творчества, его строй мыслей и чувствований родствен миру образов русского фольклора.


ona-vlyubilas-v-nevidimogo-angela.html
ona-zhe-mozhet-pri-ranenii-sluzhit-krovoostanavlivayushim-zhgutom-a-takzhe-podderzhivayushej-povyazkoj-pri-snyatii-chasovih-kosinka-mozhet-sluzhit-udavkoj-da-malo-li-eshe-kakoe-primenenie-ej-mozhno-najti.html
    PR.RU™